Война Миров или снова о влиянии кабелей и положения сетевых вилок на качество звука
Существует много факторов, влияющих на конечный результат настройки аудиосистемы, но основные баталии на форумах разгораются именно в «кабельных» ветках. Понятно, что в одной небольшой статье не раскрыть полностью такую объемную тему, внутри которой практически все заключения делаются на основе субъективных впечатлений. Параметры кабелей можно и измерить, но по результатам таких измерений выводы напрашиваются однозначные: в звуковом диапазоне ничего влиять не должно.
В результате в мире аудио образовались два противоборствующих лагеря с приблизительно равной численностью: одни говорят, что слышат разницу между межблочными, сетевыми, акустическими кабелями, их направлением, что влияет положение фазового провода в сетевых вилках аппаратуры, другие — что все кабели звучат одинаково, то есть вообще ни на что не влияют, а согласование по фазе сети аппаратуре вовсе не требуется.
Соответственно, «не слышащие» считаются оппонентами просто глухими, а «слышащие» — людьми с излишне богатым воображением, слишком впечатлительными, златоухими и т.д. Все споры заканчиваются ничем. Множество густо исписанных форумных страниц с эмоциональными опусами, иногда переходящими даже во взаимные оскорбления, но толку никакого — все остаются при своем мнении.
Многолетний опыт коллективных прослушиваний, на которых мне встречались люди с разных сторон баррикад, позволил сделать некоторые наблюдения, может быть даже выводы.
1. «Глухих» людей практически не бывает, и все слышат приблизительно одно и то же, по большому счету, но выводы делают иногда разные.
2. Аудиоэксперты с серьезным стажем часто сходятся в оценках очень близко, иногда — пугающе близко
3. Способность слышать музыку не зависит от толщины кошелька и рода деятельности человека, а зависит от желания ее иметь и развивать в первую очередь.
4. Женщины часто слышат лучше, а их мнение бывает более ценным, так как женское восприятие в подавляющем большинстве случаев не отягощено подробностями конструкций аппаратов или кабелей. Им обычно все равно, в каком классе работает УМ, какие динамики и компоненты фильтров у АС, какой ЦАП внутри проигрывателя, какой выход, какой проводник и какая изоляция на кабелях и т.д. Они воспринимают только конечный продукт и вдобавок имеют более чуткое эмоциональное восприятие музыки, а именно эмоциональная подача и страдает в первую очередь, если система не настроена.
Нет единства в рядах
Почему же нет единства в рядах? Попробую порассуждать на примерах, имевших место в моей практике, на основании которых сложилось со временем несколько поведенческих моделей слушателей. Четкого разделения нет, конечно, всех они не охватывают, но попробовать как-то классифицировать можно:
1. Человек любит музыку, но не имеет своего постоянного аудиотракта, слушает на чем придется. Причины могут быть разные — финансовые, квартирный вопрос, постоянно в разъездах, другие приоритеты на данном этапе жизни и т.д.. Тут не до кабелей и не до вращения сетевых вилок, но свое отношение (чаще отрицательное) выразить на форумах эти люди могут:) Однако они часто бывают «легкими на подъем» и, попав на прослушивание в дом с хорошим трактом, могут сами все услышать и изменить мнение по данному вопросу на самое положительное.
2. Аудиосистема имеется, но она достаточно бюджетного класса или даже начального уровня. Подключение ее кабелями разных конструкций и существенно отличающимися по цене практически не дает никакого результата, по причине низкого общего музыкального разрешения. На прослушивание в более качественный тракт попасть стремления нет, тратить дополнительные средства на развитие аудиосистемы, желания тоже нет (даже если средства есть). Звук устраивает, кабели не влияют, фаза сети — тоже. Устоявшаяся идеология: продавцы кабелей — жулики, покупатели этой продукции — лохи, фазировка по сети — эзотерика.
Если что не нравится в звучании, то активно пользуются тембрами, эквалайзером, тонкомпенсацией. Любят рассуждать о «кривых равной громкости», чтобы оправдать выкручивание ручек регуляторов тембра или применение эквалайзера. Таких с места не сдвинуть — почти нереально, хотя они на 99% совсем не «глухие». На форумах занимают непоколебимую позицию
3. Аудиосистема перманентно находится в процессе построения или модернизации, состоит из компонентов среднего или высокого уровня, владелец постоянно принимает участие в прослушиваниях и тестах. Тут вариантов типажа владельца много — от полной каши в голове, но с тугим кошельком и кучей амбиций, до уровня скромного в миру профессионала с большой буквы. Кабельная продукция этой категорией востребована, причем из дорогого сегмента преимущественно. Только цели могут быть сильно разные: одному похвастаться модным брендом, другому — музыку слушать.
4. Аудиосистема из тщательно подобранных компонентов, отслушанных кабелей, выстраданная за долгие годы. Не содержит в себе бюджетных аппаратов, но вполне может состоять не из самых дорогих и при этом иметь сбалансированное звучание с высоким музыкальным разрешением и мощной эмоциональной подачей. Замены в составе аудиосистемы производятся обычно очень редко. Владельцы таких систем, как правило, не любят таскать свою аппаратуру на выездные прослушивания, но с удовольствием принимают коллег у себя. Часто имеют в аудиосистеме удачные и недешевые авторские работы — и технику, и кабели, и АС, или образцы редкого и действительно звучащего винтажа, отреставрированного на высочайшем уровне. К таким если попадешь на прослушивание, то застрянешь до глубокой ночи, а по дороге домой будешь напевать мелодии из любимых треков.
5. Аудиосистема из компонентов, каждый из которых стоимостью как приличный внедорожник. Таких аудиосистем довольно много, но владельцы, по понятным причинам, общаются в своем кругу, не участвуют в форумах, а из-за отсутствия информации об аудиосистемах их как бы и нет:). Поэтому статистики по ним мало.
Среди владельцев сих сокровищ есть и люди, которые музыку вообще практически не слушают, но отдельная комната в доме, напичканная дорогущими аппаратами и АС, имеется — а чтоб было:) Но о них и написать в тему нечего.
Естественно, что самой известной аудиосистемой референсного класса является система Ю. А. Макарова — о ней и о ее создателе можно много найти информации в интернете, поэтому описывать в статье ее не буду, но могу сказать, что к сетевому питанию, к кабелям у Юрия Анатольевича отношение особое и им отводится очень важная роль в формировании звучания системы, а точнее — на них возлагается задача донести информацию от источника до АС как можно более полно и точно. У тех, кто побывал в гостях у Ю. А. Макарова и имел возможность все услышать своими ушами, впечатлений всегда была масса. В этой системе «невооруженным ухом» слышно все, отличия ловятся даже на разных конструкциях разъемов, не говоря уже о кабелях и их направлении. Однако неподготовленному и морально неустойчивому слушателю такое прослушивание может нанести вред — отобьет вообще всякое желание слушать музыку на том, что доступно и имеется дома :)))
Все дело в желании
Теперь, когда произведена какая-то классификация, пусть субъективная и спорная, но она уже есть, можно порассуждать о том, почему так по-разному любители музыки относятся к озвученным вопросам. А особо рассуждать-то, в принципе, не о чем Как мне кажется, в глобальном масштабе все упирается в желание или нежелание конкретного человека заниматься более тонкой настройкой своей аудиосистемы, чтобы получать больше удовольствия от прослушивания музыки.
Как я уже высказывал выше свое мнение, что слышат все практически одинаково и это легко выясняется при общении на совместных прослушиваниях, но дальше пути расходятся — одни анализируют услышанное на каждом прослушивании в течение многих лет, набираются опыта, а другие так и застревают на простом восприятии звуков, не обременяя свой мозг аналитической нагрузкой.
Есть еще третья категория слушателей, довольно многочисленная, кстати — люди с технократическим складом ума, которые будут «слышать» только то, что можно увидеть на экране прибора — анализатора спектра, например. От них часто можно услышать что-то типа: «Нет никаких артефактов в АЧХ кабеля до 1 МГц — значит, аудиосигнал по нему уж точно пройдет без каких-либо слышимых изменений». Так-то оно так, но почему измерения аппаратуры на стационарных сигналах практически никак не коррелируются с реальным качеством звука — пока никому достоверно неизвестно. То же касается и кабелей и механизма влияния положения фазы сети на звук, не все ясно и понятно — есть только слабо подтвержденные опытами предположения.
Катализатором освоения принципов тонкой настройки звука может быть эмоциональная составляющая записи. Бытует мнение (среди слушателей из категории 2 чаще всего), что запись не содержит эмоций музыкантов, которые может донести до слушателя аудиосистема и что сами эмоции рождаются в голове у слушателя в зависимости от его настроения. Я с этим в корне не согласен. Эмоции передаются даже при разговоре по телефонному каналу связи, даже когда слышно собеседника неидеально, даже по цифровой связи — кто мешает им быть в записи музыкального произведения, исполняемого живыми людьми?
Думаю, что никто не будет спорить с тем, что любая аудиосистема звучит так, как позволяет ее самое слабое звено. Так вот, кабели начинают играть заметную роль, когда становятся этим «слабым звеном», а до наступления этого момента работать с ними практически бесполезно. Это же касается и фазировки по сети. В начале 90-х впервые прочитал в каком-то журнале о влиянии фазы — пришел домой, покрутил вилки у CD-плеера Sony СDP-311 и усилителя Technics SU A-700, ничего не произошло, никакого обещанного «эффекта» не наступило. Подумал тогда, что напишут же всякой ерунды в журналах
Резюмируя, можно сказать, что услышать влияние кабелей и фазы сети может каждый — было бы желание и место для эксперимента найдется, если своя система для этого не подходит. Аудиосистема с низким музыкальным разрешением и слабой микродинамикой запросто может не дать услышать различия. Но самое интересное, что неудачно подобранные компоненты и неважная настройка могут и аудиосистему из аппаратов ценовой категории по 3 000 000 рублей за штуку оставить без надлежащего звучания, в чем была не раз возможность убедиться.
Небольшое отступление
Слушал подобную систему стоимостью «как самолет» лет 5 назад. Хозяин хвалился, показывал, ставил оригинальные пластинки из своей огромной коллекции — не впечатлило, честно говоря, да и у него самого особого энтузиазма не было замечено. Потом, не без моей помощи:), владелец системы «раскололся», что включал музыку последний раз полгода назад: «Не идет чего-то, кайфа нет». Полазил я по его аппаратуре, заглянул за стойку. High End чистой воды, придраться не к чему:). Кабели только абсолютно мне неизвестные установлены. Спросил цену, получил ответ, «слегка» был удивлен, если сказать откровенно, то выпал в осадок. На следующий день пришел к нему со своими ZKI, страшненькими на вид витыми парами из моножилы, с полным комплектом, которые имели цену в рублях сопоставимую с теми в долларах США :). Подключили, поставили его любимого Ray Charles (с оригинального винила), и глаза хозяина дома загорелись, а из груди вырвался довольный хрип. Начало было положено На следующей неделе он привез ворох кабелей из магазина и выбрал верхние модели Audio Note. Душевненько, надо сказать, все получилось
Но опиши он все это подробно на каком-нибудь форуме, получил бы море «позитива» в свой адрес, узнал бы о своих слуховых способностях много нового:)
Надеюсь, что данная статья может оказаться кому-то полезной — ведь главное не средства иметь, а стремление улучшить звук. А отличные кабели можно и самому изготовить, следуя рецептам Амура, например. С ними, может, и поворот вилки в розетке проявится:)
Первая публикация этой статьи
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)
Всё верно,согласен ! Звуком можно так заболеть…!!!
Вот уже и киллеры у двери — пора рвать когти, а я все свой тракт тестирую……